Почему ЕГЭ — это хорошо, и его не стоит отменять!

Мы решили немного реабилитировать в глазах общественности систему итоговой аттестации. Оговоримся сразу. В этой статье речь идет о точных науках. Физика, математика, химия. Про гуманитарные предметы порассуждаем позже, если тема, вам, друзья, будет интересна. Приведём рассуждения на тему нашего педагога, Мустафина Сергея Олеговича, выпускника МГТУ им. Н.Э. Баумана, прошедшего весь путь от подготовки и сдачи ЕГЭ, до получения диплома с отличием магистратуры.

Во все времена существования ЕГЭ, его отмена была крайне хайповой темой, на которой можно сыграть в предвыборной кампании, например. Но в последнее время, идеи отмены звучат из самого министерства образования, и на это есть свои причины, но об этом позже. В связи с этим хотелось бы разобраться, почему ЕГЭ это хорошо и откуда такой хейт.

Начнем с теории. Любой человек стремится улучшить свое материальное и социальное положение. Для этого существуют социальные лифты. В нашей стране в хорошем состоянии находятся только два лифта: армия и образование. С армией все понятно, это тема отдельного разговора, а что там с образованием? Дело в том, что ЕГЭ и есть главный лифт. Само по себе школьное образование не является престижным, все естественно хотят в ВУЗ. А теперь рассмотрим два сценария, с ЕГЭ и без. Рассмотрим с точки зрения школьника, живущего в регионе, так ещё и не в региональном центре, а в районном. Живёт в среднестатистической семье, с доходом 50 тыс. на семью. Поступить он естественно хочет или в Москву или в Питер или в Новосибирск.

Сценарий ЕГЭ. Ученик на сайте вузов находит перечень экзаменов которые они требуют для поступления. Так как он не дурак, делает он это в начале 10 класса. Он покупает не очень дорогие (500 рублей) типовые варианты ЕГЭ по данному предмету. Открывает Ютуб и начинает смотреть разборы этих вариантов. И не только Ютуб, но и множество других образовательных ресурсов, которые часто проводят бесплатные курсы и разборы для ЕГЭ. И это только благодаря массовости. Никто разбирать вступительные так не будет. Он занимается без репетитора, ведь денег на него нет. Но он компенсирует это тем, что тратит больше времени и вникает во все сам. Удача, в 11 классе в школе открыли вечернюю подготовку к ЕГЭ и можно задать там все те вопросы которые накопились за подготовку. Итак, он готовился два года, час икс, он пришел на ЕГЭ. Все что он там видит ему знакомо, потому что это то, к чему его готовили типовые варианты. Он пишет экзамен, такой же как и миллионы других учеников по всей стране, даже в Москве (Ленин пустил скупую слезу по случаю такого равенства). ЕГЭ дает ему возможность показать любой уровень подготовки, от минимального (и он все равно сдаст, проходной очень низкий), до уровня олимпиадника (вторая часть в ЕГЭ коварна). Наш герой хорошо сдал экзамены (он же готовился два года, ещё бы) и едет поступать в ВУЗ мечты. Через какое-то время ему сообщают куда он поступил (из выбранных ВУЗов) и что он как иногородний получает общагу (наверное самое главное). Хэппи энд. И дальше наверное даже не важно, окончит ли он ВУЗ с отличием и пойдет работать по специальности, главное что он попал в крупный город, и несколько лет живёт в нем практически бесплатно. ‼

Сценарий без ЕГЭ. Альтернатива, это экзамены в самой школе, плюс вступительные экзамены в институте. Уже звучит интересно, два экзамена. Наш герой поступил в десятый и горит желанием готовиться к экзаменам. Что же он имеет. На сайтах ВУЗов висит максимально расплывчатая информация, о том что экзамен будет включать в себя темы пройденные в школе, никакого конкретного перечня вы там скорее всего не найдете (это вообще стиль ВУЗов, никакой конкретики по экзаменам). Ещё на сайте висит объявление, что если хочешь хорошо сдать вступительные, приходи к нам на подготовку, за 1000 км, ага ( запомните этот момент, он будет очень важен потом). А что со школьным экзаменом? Там примерно такая же картина. В лучшем случае будет перечень тем, по которым будут вопросы. Что остаётся ученику? Верно, только учится. Но общеобразовательных тем в интернете не так много, к сожалению. Ученик изо всех сил готовится, изучает материалы, но готовится непонятно к чему. Экзамен в школе. Мы же помним по вузу, что экзамен штука субъективная, вот и тут нашему герою не повезло, поставили три, просто потому что он сказал своими словами, а не по учебнику. (А даже если и пять, это не меняет дальнейшего хода событий). Затем наш герой приезжает в ВУЗ на сдачу экзаменов. Пишет экзамен, который видит впервые и скорее всего не сдает, ведь были ребята, живущие рядом с ВУЗом и у которых были деньги на подготовительные курсы в самом ВУЗе. Как итог, он в лучшем случае поступает не туда, куда так хотел, или вообще никуда не поступает. Вот такая грустная история.

Ну и ещё немного. Есть мнение, что ЕГЭ не проверяет настоящие знания. Ну во-первых, проверяет (про физику и математику могу сказать точно). Во-вторых, многое из школьной программы вы использовали далее в жизни? Можно подумать все это так нужно ему. Зато ему нужно будет в жизни умение подготовки к конкретным задачам, стрессоустойчивость и самоорганизация. Вот это ему в любом случае понадобится. Резюмируя, ЕГЭ дает возможность уравнять шансы всех учеников по всей стране и крайне прозрачен. И он уже лишён детских болезней, которые были у него в начале.

P.S. Как и в нашем примере, любой может подготовиться к ЕГЭ самостоятельно. Репетитор, не панацея, а хороший помощник, облегчающий вашу жизнь. Ни один репетитор не подготовит вас ни на 100 ни на 80 баллов, если вы сами не будете работать. Всем удачи и поступления в ВУЗ мечты!» 

@Сергей Олегович Мустафин

Другие статьи

Почему ЕГЭ — это хорошо, и его не стоит отменять!